Arterico
Артель профессиональных художников

Что такое пленэр?

Пленэр (от французского plein air — открытый воздух) — термин, используемый в живописи для обозначения отражения в картине всего широкого разнообразия перемен в цвете под влиянием солнца и окружающий атмосферы.

Пленэрная живопись возникла как следствие работы живописцев на открытом воздухе, в условиях естественного освещения, что давало возможность наиболее точно и полно воспроизвести окружающую действительность, в первую очередь природу. Обычно термин употреблялся по отношению к пейзажу, хотя может относиться к любому изображению на открытом воздухе.

Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэрная живопись становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает.

Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро («Пейзаж в Арле-дю-Нор»), Жан-Франсуа Милле («Собирательницы хвороста»), Камиль Писсарро («Бульвар Монмартр ночью»), Пьер-Огюст Ренуар («Тропинка в высокой траве») и Клод Моне («Бульвар капуцинок в Париже») не в последнюю очередь внесли свой вклад в становление пленэрной живописи.

В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов («Осень в Абрамцево»), Исаак Левитан («Тихая обитель»),Исаак Левитан («Плес после дождя»), («Заросший пруд»), Игорь Грабарь («Февральская лазурь»).

Благодаря пленэру краски стали изготавливать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.